Готовимся к проверке ККТ и учета денежной выручки
Готовимся к проверке ККТ и учета денежной выручки
До 2012 года кассу регулярно (один раз в два года) проверяли банки, в которых открыты расчетные счета компаний*(1). Особых сложностей такие проверки не вызывали. Однако с нынешнего года с банков эти обязанности сняты*(2). В настоящее время кассу проверяют налоговые инспекции, в которых фирмы стоят на учете. Тем важнее разобраться, что же могут проверить налоговики.
Об изменениях
Помимо введения в действие начиная с 2012 года нового Положения Банка России*(3), в феврале в силу вступили сразу два Административных регламента:
— об исполнении ФНС России функций по проверке работы с контрольно-кассовой техникой*(4);
— об исполнении ФНС России функций по проверке полноты учета денежной выручки*(5).
Введение регламентов вовсе не означает, что у налогового ведомства появились новые функции. Полномочиями по проверке работы с ККТ и полноты учета денежной выручки оно обладает давно*(6). Новые регламенты лишь определили порядок осуществления данных функций.
Что касается проверки соблюдения самого Положения (так называемая проверка кассовой дисциплины), то законодательством для нее никакой новый контролирующий орган (вместо банков), не назначался. Поэтому говорить о том, что инспекторы заменят «банкиров», не совсем корректно. Налоговики продолжат проверять кассу в рамках своих прежних полномочий, но более широко. Этого будет вполне достаточно для привлечения компаний к ответственности за нарушения порядка ведения кассовых операций.
Предмет и процедура проверок
Регламенты регулируют две разные проверки. Предметом одной является соблюдение требований к ККТ порядка и условий ее регистрации и применения (далее — проверка ККТ). Предметом другой — установление факта полноты учета выручки денежных средств (далее — проверка выручки).
Проверять расходную часть в рамках указанных выше мероприятий налоговики не вправе. Но, например, чтобы проверить полноту учета выручки, контролерам придется ознакомиться почти со всеми кассовыми документами. И если при этом будут обнаружены нарушения кассовых операций, не связанные с полнотой учета выручки, компанию вполне могут привлечь к ответственности в дальнейшем*(7).
Рассматриваемые мероприятия не носят характера налоговой проверки, так как не связаны с контролем правильности уплаты налогов*(8). Поэтому привлечь к налоговой ответственности в рамках этих проверок нельзя. По мнению Генпрокуратуры России, данные мероприятия относятся к контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, на который не распространяется действие Федерального закона N 294-ФЗ*(9). Это означает, что проверки ККТ и выручки могут проводиться неограниченное число раз в году. При этом оба мероприятия могут проводиться как в разное время, так и совпадать. Процедура их проведения схожа*(10).
1. Только для проверки ККТ. Налоговики проверяют, выдает ли компания покупателям кассовые чеки, бланки строгой отчетности (БСО), а также документы по требованию покупателя (товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу)). Проверка проводится «визуальным наблюдением» или в виде «аналитической процедуры»*(11). Инспектор может, например, наблюдать за выдачей кассовых чеков при проведении расчетных операций. Причем это наблюдение может быть и скрытым, так как проводится до предъявления поручения на проверку (см. об этом в п. 2п. 2 ). Однако если в действиях инспекторов будут усмотрены признаки контрольной закупки и в результате компанию привлекут к ответственности, штраф можно оспорить в суде*(12). При этом стоит ознакомиться со сложившейся в конкретном регионе арбитражной практикой*(13). Не все суды соглашаются с отсутствием у налоговиков права на проведение контрольных закупок*(14).
2. Инспекторы предъявляют поручение на проведение проверки (вместе со своими служебными удостоверениями). В этом поручении нужно расписаться, указать должность и дату. Отсутствие должностных лиц на месте или уклонение от подписания данного документа не остановит проверяющих. Проверка начнется, а в поручении будет сделана соответствующая пометка.
3. Инспекторы запрашивают документы, рассматривают их и проводят проверку. Как контролеры могут истребовать документы, в регламентах не указано. Это может быть и устный запрос. Представить документы можно в виде оригиналов или заверенных копий. Если инспекторы изымают оригиналы, должен быть составлен протокол*(15). В регламентах для каждого вида проверки приведен конкретный перечень запрашиваемых документов*(16).
Не факт, что у фирмы будут затребованы все документы из перечня. Организация вправе получать от инспекторов информацию, относящуюся к предмету проверки*(17), поэтому можно уточнить (желательно, конечно, в письменном виде) конкретный перечень необходимых документов. При этом контролеры не могут требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки. То есть при проверке ККТ они, например, не вправе запрашивать авансовые отчеты .
В связи с этим возникает вопрос: как быстро надо представить документы? Ведь не секрет, что некоторые из них делаются задним числом. Из регламентов следует, что максимальный срок представления — всего один рабочий день с даты предъявления фирме поручения на проверку*(18)*(18) . Факт представления (непредставления) документов будет зафиксирован инспекторами в акте (подробнее о нем см. в п. 4п. 4 )*(19).
За непредставление документов должностное лицо фирмы могут оштрафовать на 300-500 рублей, а компанию в целом — на 3000—5000 рублей*(20).
4. По результатам проверки контролеры составляют акт в двух экземплярах*(21). В нем, в частности, фиксируют правонарушения (со ссылками на нормативно-правовые акты*(22)) или делают отметку об их отсутствии. Один экземпляр акта предназначен компании. В случае уклонения от получения его направят по почте заказным письмом. Если были выявлены нарушения, на компанию налагают штрафы (на основании протокола).
Отметим, что максимальный срок проведения проверки ККТ составляет 5 дней*(23)*(23) , срок проверки выручки — 20 дней*(24).
Период проверки
В регламентах не указано, какой период может быть подвергнут проверке. Скорее всего, налоговики будут смотреть два-три последних месяца, включая текущий. Проводить проверку за более длительный период нет смысла. Ведь привлечь к административной ответственности в данном случае можно не позднее двух месяцев с момента совершения правонарушения (за исключением длящихся правонарушений)*(25).
Права и обязанности сторон
Когда проверку кассы проводили банки, права и обязанности сторон законодательно нигде четко оговорены не были (разве что в договоре на обслуживание банковского счета). В настоящее время нормативными документами установлено, что при проверке ККТ и выручки сотрудники фирмы вправе непосредственно присутствовать при проверке, знакомиться с ее результатами, указывать в акте о согласии или несогласии с ними, а также обжаловать действия (бездействие) инспекторов в досудебном порядке*(26). Компания обязана обеспечить контролерам беспрепятственный доступ к ККТ и к документации по ней, давать необходимые объяснения, справки и сведения в рамках проверки*(27).
Инспекторы вправе смотреть использованные контрольные ленты, получать документацию по ККТ*(28)*(28) . При проверке выручки они могут пересчитать денежные средства в кассе, убедиться в наличии БСО, а также получить пароли ККТ, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты.
Обращаем особое внимание
Внимание нужно обратить на те правонарушения, за которые установлена административная ответственность*(29). Прежде всего необходимо:
— отслеживать размер расчетов с другими организациями;
— ежедневно сверять фактический остаток по кассе с документами, а также все кассовые документы между собой;
— не допускать превышения лимита по кассе (а также не забыть утвердить такой лимит, в противном случае все денежные средства будут сверхлимитными)*(30)*(30) ;
— пробивать чеки ККТ или оформлять в установленном порядке БСО;
— соблюдать все необходимые требования к работе с ККТ.
Четкое выполнение данных действий, конечно, не означает, что в остальном кассу можно вести как попало. За другие обнаруженные нарушения также может быть предусмотрена ответственность (например, налоговая). К ней контролеры смогут привлечь фирму в рамках налоговых проверок. Информация, полученная инспектором при проведении проверки ККТ и (или) выручки, вполне может послужить поводом для назначения, например, выездной проверки.
Если будут выявлены нарушения, за которые административная ответственность не предусмотрена, налоговики все равно должны отразить их в акте. Возможно, они попытаются привлечь фирму к ответственности или начнут пугать штрафами (к сожалению, и такое тоже бывает, многое зависит от инспектора). Но без паники! Сначала следует сопоставить выявленные нарушения с теми, за которые действительно предусмотрена ответственность. Если штрафов за названные промахи не существует, компания вправе обжаловать действия проверяющих. При наличии нарушения, за которое штрафуют, нужно проверить, не истек ли двухмесячный срок с даты, когда оно было совершено. Если организация в принципе не согласна с выявленными нарушениями, об этом нужно написать в акте.
Пример
Ситуация 1
В ходе проверки выручки налоговики обнаружили, что работник фирмы отчитался по выданным под отчет суммам позднее трех дней со дня истечения срока, на который они выданы. Был нарушен п. 4.4п. 4.4 Положения. Инспекторы отразили этот факт в акте. Однако административной ответственности за такое нарушение не установлено, поэтому штрафов компании они не выписали.
Ситуация 2
6 сентября налоговики предъявили компании поручение на проведение проверки выручки и затребовали кассовые документы за период с 1 июня по 5 сентября. В ходе проверки установлено, что 15 июня был превышен лимит по кассе на 50 руб. Инспекторы указали это в акте и выписали штраф в размере 50 000 руб. Однако впоследствии было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, так как срок давности привлечения к ответственности истек*(31).
Куда жаловаться
В регламентах подробно описано, на что можно пожаловаться и как составить жалобу*(32). Предъявить претензии можно не только за нарушение своих прав и законных интересов, неправомерные решения, действия (бездействие) работников инспекции, нарушение ими регламентов, но также и за некорректное поведение или нарушение служебной этики. Поэтому, если проверяющий откровенно запугивает, не нужно бояться сообщить об этом в вышестоящие инстанции: УФНС России (устно или письменным обращением, направленным по почте), на сайт УФНС или ФНС России (заполнив электронную форму). К жалобе можно приложить подтверждающие неправомерные факты документы и материалы (их копии). Максимальный срок рассмотрения жалобы может достигать 60 дней, а инспекторы должны прислать письменный ответ.
эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету
аудиторской компании «ФорсТайм»
«Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2012 г.
*(1) раздел IV Порядка ведения кассовых операций N 40, утв. письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18; п. 2.14п. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 N 14-П, утв. советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол N 47
*(2) указание ЦБ РФ от 13.12.2011 N 2750-У
*(3) Положение ЦБ РФ от 12.10.2011 N 373-П (далее — Положение)
*(4) утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н (далее — Регламент 132н)
*(5) утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее — Регламент 133н)
*(6) п. 1 ст. 7п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; п. 1 ст. 7п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1; пп. 5.1.6пп. 5.1.6 , 5.1.75.1.7 Положения о ФНС России, утв. пост.пост. Правительства РФ от 30.09.2004 N 506
*(7) подп. 1 п. 1 ст. 28.1подп. 1 п. 1 ст. 28.1 , п. 1 ст. 23.5п. 1 ст. 23.5 КоАП РФ
*(8) п. 1 ст. 82п. 1 ст. 82 НК РФ; письмо УФНС России по г. Москве от 16.09.2011 N 17-26/089973
*(9) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ; письмо Генпрокуратуры России от 24.11.2011 N 73/3-319-2011; информация на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/kontr_func/kkt_kont/cont_kkt/3879021/https://www.nalog.ru/kontr_func/kkt_kont/cont_kkt/3879021/ )
*(10) п. 20п. 20 Регламента 132н, п. 20п. 20 Регламента 133н
*(11) п. 23п. 23 Регламента 132н
*(12) п. 3 ст. 26.2п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ; Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ; пост. ВАС РФ от 16.06.2009 N 1988/09от 16.06.2009 N 1988/09 , от 16.06.2009 N 1000/09
*(13) письмо ФНС России от 11.01.2009 N ШС-22-2/1@
*(14) пост.пост. ВАС РФ от 24.07.2009 N 46-ад09-1
*(15) п. 5 ст. 27.10п. 5 ст. 27.10 КоАП РФ
*(16) п. 34п. 34 Регламента 132н, п. 29п. 29 Регламента 133н
*(17) п. 9п. 9 Регламента 132н, п. 9п. 9 Регламента 133н
*(18) пп. 36пп. 36 , 3737 Регламента 132н, пп. 31пп. 31 , 3232 Регламента 133н
*(19) пп. 37пп. 37 , 3838 Регламента 132н, пп. 32пп. 32 , 3333 Регламента 133н
*(20) ст. 19.7ст. 19.7 КоАП РФ
*(21) п. 45п. 45 Регламента 132н, п. 45п. 45 Регламента 133н
*(22) подп. 8 п. 47подп. 8 п. 47 Регламента 132н, подп. 9 п. 48подп. 9 п. 48 Регламента 133н
*(23) п. 42п. 42 Регламента 132н
*(24) п. 42п. 42 Регламента 133н
*(25) ст. 4.5ст. 4.5 КоАП РФ
*(26) п. 9п. 9 Регламента 132н, п. 9п. 9 Регламента 133н
*(27) п. 10п. 10 Регламента 132н, п. 10п. 10 Регламента 133н
*(28) п. 7п. 7 Регламента 132н, п. 7п. 7 Регламента 133н
*(29) п. 1 ст. 15.1п. 1 ст. 15.1 , п. 2 ст. 14.5п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ; Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У
*(30) письмо УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 N 09-10/039388@
*(31) ст. 4.5ст. 4.5 , подп. 6 п. 1 ст. 24.5подп. 6 п. 1 ст. 24.5 , п. 1 ст. 28.9п. 1 ст. 28.9 КоАП РФ; письмо УФНС России по г. Москве от 23.04.2008 N 09-10/039388@
*(32) пп. 66-79пп. 66-79 Регламента 132н, пп. 67-80пп. 67-80 Регламента 133н
Еще статьи из этого раздела
- Рекламные рассылки – как не нарушить закон?
- Дистанционное участие в судебном заседании
- Права потребителей vs COVID-19: современные угрозы и гарантии защиты
- Возможные варианты перехода на электронные трудовые книжки и полностью электронный кадровый документооборот
- Сколько придется платить туристам в 2018 году