«Гарант-Сервис-Екатеринбург»
Информационно-правовое обеспечение Свердловской области

Организация в августе 2017 года получила от поставщика накладные на продовольственный товар для реализации в собственном розничном магазине. Организация обратилась к поставщику за декларацией соответствия и сертификатом на товар. Поставщик представил запрашиваемые документы (документы датированы 2016 годом и действительны по 2019 год), из которых выяснилось, что производителем продуктов является не поставщик, а другая организация. Поставщик является перекупщиком данного товара. Из представленных документов выяснилось, что этот продукт заявлен как СМАК — изделия хлебобулочные с начинкой (смак — ветчина и сыр, смак — ролл со свининой и овощами, смак французский и т.д.) готовые, замороженные, охлажденные, код товара — ОКП — 91 1005. Вправе ли организация при продаже данного товара применять ставку НДС 10% при условии, что поставщик заявил в отгрузочных документах ставку НДС 10%?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поскольку из условий рассматриваемой ситуации не следует, что код реализуемых организацией хлебобулочных изделий соответствует кодам продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 со ссылкой на Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, при их реализации нужно применять налоговую ставку НДС 18%. Правомерность иной точки зрения организация должна быть готова отстаивать, в том числе, в суде.

Обоснование позиции:
Налоговые ставки по НДС установлены ст. 164 НК РФ. Так, на основании пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации ряда продовольственных товаров, в том числе — хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия). Коды видов продукции, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее — ОКПД2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) во исполнение абзаца пятьдесят шестого п. 2 ст. 164 НК РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908:
— Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД2, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации (далее — Перечень);
— Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию РФ (далее — Перечень ТН ВЭД).
Таким образом, ставка НДС в размере 10% применяется при соответствии кода реализуемой продукции, указанной в п. 2 ст. 164 Кодекса, коду, утвержденному Правительством РФ (смотрите, например, письма ФНС России от 13.07.2017 N СД-4-3/13574@, от 22.03.2017 N СД-4-3/5213@). При этом для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников — ОКПД2 или ТН ВЭД, а присвоение продукции кода по ОКПД2 или ТН ВЭД подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии (смотрите, например, п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, письма ФНС России от 29.03.2017 N СД-4-3/5745@, от 22.03.2017 N СД-4-3/5213@, письмо Минфина России от 17.03.2017 N 03-10-11/15618).
Так, например, согласно Перечню ставка НДС 10% подлежит применению при реализации хлеба и хлебобулочных изделий, соответствующих следующим кодам по ОКПД2:
— 10.71.11 — Изделия хлебобулочные недлительного хранения;
— 10.72.11 — Хлебцы хрустящие, сухари, гренки и аналогичные обжаренные продукты;
— 10.72.19 — Изделия хлебобулочные сухие прочие или хлебобулочные изделия длительного хранения.
В рассматриваемой ситуации у организации не имеется документации на приобретенный товар, подтверждающей соответствие его кода по ОКПД2 или ТН ВЭД коду, указанному в Перечне или Перечне ТН ВЭД. Это обусловлено тем, что на товар имеется действующая декларация соответствия, выданная до 01.01.2017, со \"старым\" кодом 91 1005, присвоенным на основании ранее действовавшего Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (далее — ОКП). Заметим также, что до начала текущего календарного года коды видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации, определялись Правительством РФ именно на основании ОКП.
ФНС России в письме от 14.11.2016 N СД-4-3/21479@ указала, что в свете произошедших изменений для идентификации продукции по ОКПД2 можно воспользоваться переходными ключами между ОКП и ОКПД2, которые размещены на официальном сайте Минэкономразвития России (смотрите также письмо Минфина России от 23.01.2017 N 03-07-07/2833). Однако они не позволяют соотнести код 91 1005 по ОКП с конкретными кодами по ОКПД2.
Официальных разъяснений и материалов арбитражной практики по вопросу применения налоговых ставок НДС в таких случаях нами не обнаружено.
По нашему мнению, сам по себе факт предъявления поставщиком товара НДС, исчисленного с применением налоговой ставки 10%, не дает организации безоговорочного права на применение той же ставки при последующей реализации данного товара. Для применения ставки НДС 10% она должна быть уверена, что реализуемой хлебобулочной продукции соответствует один из кодов, поименованных в Перечне или Перечне ТН ВЭД. Данный факт следует подтвердить документально (дополнительно смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2014 N Ф07-253/14 по делу N А56-9963/2013).
Пока такой уверенности нет, рекомендуем организации при реализации анализируемых хлебобулочных изделий применять общую ставку НДС 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В противном случае она должна быть готова отстаивать правомерность своих действий (применения пониженной налоговой ставки), в том числе, в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

14 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела